РЖД

Уважаемые родители!

Буду рада ответить на ваши вопросы: n-sveta1@yandex.ru

nazarovasyu


Назарова Светлана Юрьевна

Учитель-логопед
Высшая квалификационная категория, педагогический стаж 21 год

Мое кредо: «В каждом ребенке есть солнце, поддержи его светом и теплом своей души».

button vizitka 400x75button cloud 400x75button play 400x75button consultant 400x75

Работа учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

В настоящее время более половины дошкольников с недостатками речевого развития имеют логопедическое заключение ОНР - общее недоразвитие речи.

Под термином ОНР понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

Для речи таких детей характерны следующие признаки:

  • более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);
  • экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);
  • дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;
  • у детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;
  • речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.

Выделяют четыре уровня ОНР:

I уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;

II уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;

III уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;

IV уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слоги и звуки. На первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.

Причины ОНР

Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера.

К биологическим факторам относят:

  • инфекции или интоксикации матери во время беременности;
  • несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или групповой принадлежности;
  • поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием);
  • послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи.

Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Коррекция речи у детей с ОНР

Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи и исправить это нарушение самостоятельно невозможно. Для таких детей в нашем детском саду открыта логопедическая группа, в которую дети зачисляются на два года.

logopedКоррекционная работа проводится комплексно.

Учитель-логопед проводит подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи (старший возраст – 3 раза в неделю, подготовительный к школе возраст – 4 раза). Два раза в неделю с каждым ребенком проводятся индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.

В вечернее время воспитатели проводят коррекционную работу по заданию учителя - логопеда, с целью закрепления новых знаний, умений, навыков.

При необходимости, наблюдение осуществляет врач-невролог.

Один раз в неделю (на выходные) учитель-логопед задает домашнее задание для повторения пройденного материала.

Такая структура коррекционной работы позволяет максимально исправить речевое нарушение и сформировать полноценную гармоничную личность.

Родителям важно помнить, что речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций, к тому же, дефицит речевых средств создает проблемы и при адаптации детей в начале школьного периода. Поэтому нельзя пренебрегать той коррекционной помощью, которую оказывают специалисты детям с ОНР еще в дошкольном возрасте.

Помните, что только в результате вашего, родительского, самоотверженного труда в домашних условиях, ребенок достигает успеха.

Для улучшения работы сайта и расширения возможностей мы используем файлы cookie. Оставаясь на сайте, вы автоматически соглашаетесь с условиями использования.