Самарский Государственный университет

 

На базе НДОУ "Детский сад №118 ОАО "РЖД" разработана модель деятельности дошкольного учреждения по здоровьесбережению, которая включает в себя взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития, что обусловлено концепцией дошкольного образования. Она ориентирует на целенаправленное, системное и последовательное формирование здорового образа жизни всех участников педагогического процесса. 

В модели представлены основные направления работы по здоровьесбережению. Положительная динамика в реализации всех компонентов модели на практике была бы не возможна без научного сопровождения. С этой целью мы сотрудничаем с Самарским Государственным Университетом. 

Под научным руководством Макаровой  Лидии Михайловны, доцента кафедры общей и прикладной психологии СГУ, кандидата психологических наук, опираясь на здоровьесберегающую педагогику, с ее  технологиями и принципами, мы сконцентрировали научное сопровождение на следующих направлениях:

 

Диагностическое направление - выявление прогрессивно работающих педагогов, психолого-педагогическое исследование  составляющих компонентов здоровья  участников педагогического процесса,  подбор и разработка методов диагностики.

Совместно со старшими воспитателями, разрабатывается тематика   конкурсов «Воспитатель года», вносятся рекомендации по оптимизации этого процесса, что позволяет определить творчески работающих педагогов.

Результатом этой совместной деятельности является участие педагога дополнительного образования Ирины Анатольевны Большелаповой во Всероссийском конкурсе "Лучший педагогический работник ОАО "РЖД", на котором она заняла 2-е место. 

Опыт ее деятельности обобщен в учебно-методическом пособии «Математика – это интересно», которое не обошлось без научного сопровождения, т.е. редактирования и рецензирования.

Психолого - педагогическое исследование составляющих компонентов здоровья ребенка и самого воспитателя проводится при участии студентов - психологов Самарского государственного университета в рамках договора о сотрудничестве. Основными направлениями диагностики стали: эмоциональная и интеллектуальная сферы ребенка, познавательные процессы; особенности экологического сознания и осведомленности о профессиях сферы железнодорожного транспорта  в рамках инновационных проектов. 

Реализация проекта «Интегрированная профигра»  сопровождалась диагностикой, с применением методов,  разработанных  совместно с кафедрой общей психологии Самарской академии государственного и муниципального управления,  а ее результаты неоднократно обсуждались на научно-практических конференциях, в том числе, Международного уровня и обобщены в 2-х учебно-методических пособиях. 

Следует отметить что, при разработке инновационных проектов и программы развития учитывалась возрастная периодизация и характерные особенности игровой деятельности дошкольников, научно обоснованных Д.Б.Элькониным.

Здоровье ребенка зависит от здоровья всех участников педагогического процесса. Так, исследовалась трудовая мотивация педагогов, эмоциональное выгорание, удовлетворенность своей деятельностью и профессиональным развитием на «рабочем месте». Для профилактики синдрома профессионального выгорания и создания благоприятной атмосферы в коллективе, нами была разработана система мер, где особое место занимают физические упражнения. Физическая нагрузка – прекрасная возможность сбалансировать психо - эмоциональный фон, укрепить здоровье сотрудников.

 

Научно-практическое.

Безусловно, диагностика не является самоцелью в научном сопровождении, а только средством,  выявляющим те или иные проблемные зоны, которые важно вовремя профилактировать. С целью оптимизации педагогического процесса проходят семинары, тренинги, деловые игры.

 

Консультационное - помощь  в разработке  проектов инновационной деятельности, программ  развития, обобщении  педагогического опыта. 

Тематика конкурсов  способствует созданию  инновационных проектов. Так, за последнюю пятилетку в детском саду реализовались следующие проекты: «Интегрированная профориентационная игра для дошкольников в сфере железнодорожного транспорта, «Экология и дети»,  «Развитие способностей у детей через профориентацию  на профессии сферы железнодорожного транспорта в социокультурном пространстве дошкольного учреждения», Программа развития НДОУ  и Программа взаимодействия  со школой №132 г Самары.

 

Редакционно-рецензионное - редактирование и рецензирование творческих наработок педагогов.

Творчески работающим педагогам оказывается помощь в научном редактировании статей для участия в научно-практических конференциях. Так, около 40% педагогов и специалистов представили свой педагогический опыт на Всероссийских, Международных и региональных  научно -практических конференциях,  а опыт победителей конкурса «Воспитатель года» обобщен в 5 учебно-методических пособиях.

 

Информационно-профилактическое - создание  информационного  банка лекториев по проблеме здоровьесбережения и развития детей (видеопрезентации).

 С целью ознакомления родителей с особенностями  развития детей создается единый информационный банк лекториев по различным психолого-педагогическим проблемам, к этому привлекаются студенты психологического факультета Самарского государственного университета.

 

Тесное сотрудничество с кафедрой общей психологии Самарского Госуниверситета позволяет  эффективно сопровождать модель по здоровьесбережению и развитию детей, объединяя  их социокульурные пространства, находя точки соприкосновения в  педагогической деятельности.